Социальные иерархии Средневековья

Всякое общество имеет определенную социальную структуру, состоящую из множества социальных общностей. Важным является то, что один порядок соподчинения социальных групп навязывает себя другим социальным порядкам, не уничтожая их. Возникшее разнообразие форм социальной жизни в рамках некоей социальной иерархии создают предпосылки к изменению всей совокупности. Социальную пирамиду Средневековья Ф. Бродель представляет следующим образом:

Элита: земельная аристократия и высшее духовенство

Агенты рынка, купцы, адвокаты, чиновники

Мир бедняков и безработных

Соотношением частей пирамиды Ф. Бродель подчеркивает, что значительная часть населения средневекового города Европы была представлена бедняками из мира безработных[1].

Важной характеристикой этой пирамиды была ее неподвижность, а социальная мобильность была ограничена сословными (традиционными) рамками. «Карты из социальной колоды раздавались не раз и навсегда, но “пересдачи” бывали редки и скупы».

Рассмотрим несколько подробней экономические основы слоев пирамиды.

Экономическим базисом власти аристократии было владение землей, которое позволяло им вести «благородный» образ жизни, т. е. не работать.

Торговцы, чиновники, адвокаты хотя и владели некоторой недвижимостью, но основой их положения были специальные знания и навыки, торговый капитал и связи во власти. Ремесленники, входившие в средний слой, существовали за «свой счет» и, как и другие, в рамках профессиональных объединений - цехов. В самом низу пирамиды стояли крестьяне, надомные работники, бедняки и пауперы (нищие).

Группа привилегированных членов общества всегда была невелика. Изменения внутри группы ускорялись в период войн, смут, эпидемий, подъемов хозяйственной жизни. А в целом сословные ограничения редко допускали в элитный круг «чужаков».

У купечества еще были шансы попасть на вершину пирамиды. Если купеческая семья в течение нескольких поколений успешно торговала, то завершить свой успех стремилась повышением социального статуса. Предварительным условием повышения статуса была покупка земли. Мечтой купца (да и впоследствии буржуа тоже) была жизнь аристократа, т. е. на ренту. В истории Франции многие буржуа стали дворянами. Они создавали эпоху Просвещения. Любопытно, но буржуа не только во Франции, но и в других странах привлекала жизнь земельных аристократов - класса, который буржуазия исторически победила.

Как бы ни была ограничена социальная мобильность в Средневековье, общество не ставило ей непреодолимых преград, как это мы видим в Индии. Если общество не ставит подобных преград, то мобильность начинается с выбора: лавка, ремесло, земля, контора, казенная должность. Конечно, шансы были неодинаковы при осуществлении выбора, но общество постепенно соглашалось на право выбора индивидуумом сферы деятельности.

  • [1] Так, в 1380 г. в Любеке бедняки и безработные составляли 42 % от обшей численности населения, в 1428 г. во Франкфурте - 70 %, в 1440 г. в Страсбурге - 29 %, в 1444 г. в Базеле - 27 %, в 1475 г. в Аугсбурге -66 %. См. История Европы. М.: Просвещение, 1996. С. 171. 2 Бродель Ф. Игры обмена / Ф. Бродель. М. : Прогресс, 1988. С. 469.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >