Высшее образование: между государством и рынком

Начиная с 90-х годов прошлого века - эпохи стремительной рыночной трансформации страны - российское высшее образование оказалось в силовом поле притяжения двух в значительной степени альтернативных социальных институтов -рынка с его экономическими механизмами конкуренции, спроса и предложения, свободой предпринимательства, с одной стороны, и государства, ослабленного экономически в результате приватизации и децентрализации управления, но по инерции сохранившего функции социальной защиты образования, прежде всего высшего образования как стратегического ресурса страны, с другой стороны.

В течение почти двух десятилетий система высшего образования находится под прессом этих «бинарных» правил игры, а государственная политика в области высшего образования демонстрирует свой «рыскающий» характер, периодически накатывая на образование все новые и новые «волны» реформаций, трансформаций, модернизаций, в которых в той или иной степени содержатся действительные попытки реформирования системы высшего образования...

Однако «система» шла своим путем в рынок, сообразно своим историческим традициям, особенностям, менталитету.

Вместо реальной рыночной трансформации, реструктуризации в соответствии с рыночным актуализированным спросом, система образования шла путем квазиреструктуризации во имя сохранения системы как социального института адаптации новых поколений молодежи к новым условиям жизни.

6

В результате система высшего образования не трансформировалась внутренне структурно в соответствии с тем, что происходило в реальной экономике и на рынке труда, а пошла по пути расширения, «достройки», увеличения самой системы вузов за счет конъюнктурно востребованных специальностей и направлений подготовки, основную часть которых составили экономические и юридические. И в то время как сегменты реальной экономики под воздействием мировой конкурентной среды действительно проходили этап модернизации и реструктуризации, высшее образование еще дальше уходило от реальной экономической практики и общественных потребностей.

Быстрое по историческим меркам развитие системы негосударственных вузов, как это ни парадоксально, окончательно закрепило тенденцию к разрыву спроса и предложения в экономике образования.

Нужно заметить, что деятельность негосударственного высшего образования не была для России новым явлением. Как таковое оно возникло в XIX в. и получило развитие во второй его половине. Так, в 1860 г. в Петербурге открылись Высшие женские политехнические курсы, имевшие инженерно-строительный (с инженерным и архитектурным отделениями) и электрохимический (с электротехническим и химикотехническим отделениями) факультеты. В 1915 г. был утвержден новый устав курсов с переименованием их в Петроградский женский политехнический институт. Окончившим его лишь теперь присваивалось звание инженера (механика, химика, электрика, строителя, архитектора). В 1906 г. в Петербурге открылись частные четырехлетние курсы высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и Л. П. Молас. По объему учебной программы они относились к «учебным заведениям высшего типа» ведомства Министерства торговли и промышленности[1]. В 1916 г. был

утвержден устав Московского женского политехнического института в составе инженерно-строительного (программа Института путей сообщения) и архитектурного (программа Института гражданских инженеров и архитектурного отделения Академии художеств) отделений. К категории высших инженерных школ относились также четырехлетние Петербургские женские строительные и Московские женские технико-строительные курсы. К группе неправительственных инженерных вузов относились также учебные заведения с совместным обучением. Один из примеров - электротехнические курсы в Москве ведомства Министерства торговли и промышленности, основанные в 1910 г.

В целом инженерное образование в системе «вольной» высшей школы было представлено шестью учебными заведениями (четырьмя женскими и двумя с совместным обучением). В 1917 г. действовали пять из них. Немногочисленность подобных вузов была обусловлена дефицитом преподавательских кадров высшей квалификации и отсутствием учебно-материальной базы[2]. Российский капитал в то время предпочитал вести подготовку инженерных кадров в государственных высших учебных заведениях.

Нельзя не признать высокого уровня мобильности негосударственного сектора высшего образования. Этим, в частности, объясняется быстрая переориентация вузов на различные виды и модели образования. Часть негосударственных вузов сумела успешно приспособиться к современным рыночным отношениям. В регулировании деятельности отечественных государственных и негосударственных вузов используется единая законодательная база.

В настоящее время вузы работают одновременно на двух рынках: рынке образовательных услуг и рынке труда. Особенностью образовательного рынка является то, что вуз (в отли-

чие от любого другого субъекта рыночных отношений) получает денежные средства за оказываемые образовательные услуги от промежуточного потребителя - студентов (абитуриентов), в то время как конечные потребители - фирмы и предприятия - оказываются освобожденными от оплаты готового продукта - молодого специалиста. Деятельность вуза оказывается направленной на промежуточное звено в лице студентов (абитуриентов) и их родителей, у которых есть свои ожидания от системы образования, то есть определенные образовательные потребности.

Чтобы сбалансировать спрос и предложение на рынке образовательных услуг, необходимо знать, каких специалистов и в каком количестве нужно готовить сегодня и в перспективе, какими профессиональными знаниями и навыками они должны обладать, чтобы быть способными к трудовой деятельности на предприятиях.

Для успешного функционирования хозяйственного механизма оказания образовательных услуг необходимы исследования взаимоотношений как субъектов самой системы, так и составляющих ее элементов, отображающих ее экономическую сущность. Для этого вузу необходимо создать систему мониторинга количественных и структурных пропорций, складывающихся на региональном рынке труда, а также требований сферы производства к качественным параметрам подготовки специалиста.

На сегодняшний день отсутствует полноценная и регулярная обратная связь вуза с выпускниками и анализ их трудоустройства в связи с потерей вузами ранее сформированной клиентуры заказчиков. Вместе с тем представители предприятий и организаций по-прежнему основным источником пополнения своих кадров считают вузы, а не биржи труда или кадровые агентства.

Проблема отсутствия обратной связи усугубляется тем, что потребность в специалистах на рынке труда представляет собой нестабильную и труднопрогнозируемую переменную, дифференцируемую в зависимости от спроса на каждую отдельную профессию на разных этапах экономического развития страны. Некоторые возможности для решения этой проблемы предоставляет система обучения студентов определенных специальностей по заказу предприятий. Но даже если предприятия вознамерятся сделать заказы на подготовку единичных специалистов разного профиля, то в вузе сегодня отсутствует структура, которая могла бы принять эти заказы, должным образом сформировать их и возложить на себя ответственность за их выполнение.

За период с 1993 по 2005 г. количество всех высших учебных заведений России увеличилось на 69,5%, причем число государственных вузов - почти на одну пятую, а негосударственных вузов - в 5,3 раза. Если в 1993 г. негосударственные вузы составляли 12,5% от общего числа вузов, то в 2006 г. эта доля составила 39% (табл. 1).

Таблица 1

Число учебных заведений России1

Вузы 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Всего 626 710 762 817 880 914 939 965 1008 1039 1047 1071 1061 1090

Государ- 548 553 569 573 578 580 590 607 621 655 654 662 648 660

ственные

Негосудар- 78 157 193 244 302 334 349 358 387 384 392 409 413 430 ственные

С 1993 по 2006 г. общее количество студентов государственных вузов возросло более чем вдвое, а студентов негосударственных вузов - более чем в 14,5 раза. При этом увеличение численности студентов негосударственных вузов в наибольшей

  • 1 Росстат. Россия в цифрах. 2007. С. 138.
  • 10

мере характерно для заочной формы обучения. В 2004 г. доля заочников в росте числа обучающихся в негосударственных вузах составила почти две трети, в то время как в государственных вузах - почти 40%.

Очевидна преимущественно гуманитарная направленность деятельности негосударственных вузов. Доля обучающихся по специальностям и направлениям гуманитарных и социальных наук составляет более 95%.

Подавляющее большинство негосударственных высших учебных заведений готовит специалистов в области экономики, менеджмента и права, а студенты имеют заметные отличия в гуманитарной подготовке. Это связано с финансовыми возможностями, которые позволяют привлекать квалифицированные кадры, иметь технически оснащенные кабинеты и др.

В начале XXI в. этот разрыв между вектором развития института высшего образования и мейнстримом экономики выразился в остром дефиците кадров (специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, квалифицированных рабочих), в высокой степени безработицы выпускников вузов, массовом трудоустройстве выпускников не по специальности, полученной в вузе, недобросовестной конкуренции, извращенной коммерциализации, широком распространении неформальных практик в вузах и т. п. Со стороны государства четко обозначилось стремление к свертыванию бюджетных затрат на высшую школу, сокращению числа вузов, и особенно -озабоченность структурными диспропорциями на рынке труда и образовательных услуг.

Способом решения этих проблем стало вхождение в Болонский процесс и новая программа модернизации высшего образования, включающая переход на бакалавриат и магистратуру, тотальное введение ЕГЭ, закрытие вузов и особенно филиалов вузов, не подтверждающих высокие стандарты качества образо-

11 вания, введение в вузах систем управления качеством, реструктуризация системы высшего образования путем конституирования вузов нового типа - федеральных университетов, инновационных, исследовательских вузов, региональных, муниципальных вузов, перевода вузов в статус автономных учреждений.

Министерством образования и науки РФ подготовлен проект государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»[3], которая имеет целью создать условия для внедрения в систему образования эффективных механизмов, обеспечивающих его соответствие требованиям экономики, основанной на знаниях.

Кроме того, важная задача программы - внедрение эффективных механизмов оценки качества и, главное, востребованности образовательных услуг, создание условий для модернизации институтов образования как институтов социального развития общества.

Программой предусмотрено, что к ее завершению в стране будет сформировано не менее пяти научно-образовательных центров мирового уровня, где будут сосредоточены продвинутые научные исследования и образовательные программы, решающие инновационные задачи, а также ряд подобных центров общенационального уровня. Появятся несколько категорий вузов, решающих разные задачи: федеральные, научно-исследовательские университеты, университеты регионального значения и институты, работающие по программам бакалавриата, в том числе прикладного.

Федеральные университеты ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов.

Исследовательские университеты ориентированы на кадровое обеспечение базовых технологий. В России Программой планируется формирование 10-12 исследовательских университетов.

Университеты регионального и муниципального значения будут ориентированы на подготовку кадров по заказам субъектов РФ, муниципалитетов.

Институты будут готовить кадры по программа бакалавриата, в т. ч. прикладного.

Предполагается, что каждый пятый выпускник получит международное приложение к диплому, которое даст ему возможность выходить на международный рынок труда.

В соответствии с указанной Программой коренные изменения произойдут и в системе начального и среднего профессионального образования, на базе которой планируется повышение квалификации и переподготовка 20-30% рабочих. Содержанием программ профобразования станет освоение конкретного набора компетенций, система обучения станет модульной. Будут предусмотрены налоговые льготы для тех работодателей, которые вкладывают средства в обучение своих сотрудников. С 1 января 2009 г. вступили в действие изменения в бюджетном кодексе, в соответствии с которыми расходы, понесенные работодателем на обучение сотрудника или повышение его квалификации, относятся на себестоимость и не облагаются налогом.

Будет также увеличена сумма налогового вычета для граждан - до 100 000 руб., потраченных на образование.

Совокупность всех этих законодательных механизмов реструктуризации системы высшего образования направлена на решение ключевой задачи - разделить в этой стратегической сфере экономики экономические интересы государства и экономические интересы бизнеса и, соответственно, паритетно перераспределить финансово-инвестиционную ответственность 13 за систему высшего образования между бюджетом и ресурсами бизнеса и населения.

В результате должно установиться то равновесное состояние между спросом и предложением на рынке труда и образовательных услуг, которое, по идее, способно превратить существующий сегодня социальный спрос на высшее образование в экономический, а значит, осуществить эффективную капитализацию квалификации и компетенций выпускника вуза, т. е. обеспечить его функциональность на рынке труда в качестве конкурентного товара.

Черты этой новой экономической реальности в жизни высшей школы проявляются уже и сейчас. Достаточно взглянуть на следующую таблицу, которая отражает реальное соотношение бюджетных и коммерческих ресурсов системы высшей школы.

Таблица 2

Прием в государственные и муниципальные вузы, учреждения среднего специального образования, 2007 г., тыс. чел.1

Вузы

Ссузы

1

Федеральный бюджет

562,9

314,9

2

Бюджет субъектов РФ

15,3

174,8

3

Местные (муниципальные) бюджеты

0,6

2,3

4

С полным возмещением затрат на обучение

815,2

238,1

В 2007 г. 58% студентов вузов и 33% учащихся ссузов обучались на внебюджетной основе. Таков сегодня баланс экономических сил между государством и бизнесом на поле профессионального образования. И очевидно, эта тенденция сдвига инвестиций в образование в пользу бизнеса будет продолжена.

Однако следует признать, что значительная часть внебюджетных инвестиций - это ликвиды населения, которые на самом деле отражают не экономический, а социальный спрос, что

1 Российская газета. 2008. 6 нояб. С. А-15.

вносит элементы недобросовестной конкуренции между государством и бизнесом.

Наиболее показательной линией государства на «выдавливание» вузов в пространство действия рыночных механизмов является стратегия перевода вузов в автономные учреждения в соответствии с Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»[4]. По этому Закону вузам, перешедшим в режим автономного учреждения, представляется право определять расходование средств для достижения показателей госзаказа, самостоятельно распоряжаться частью имущества (не отнесенного учреждением в разряд «особо ценного»), определять самостоятельно свое место на рынке образовательных программ, создавать попечительский и наблюдательный советы, которые имеют право и обязанность определять стратегическую политику в области финансово-экономической политики и программы подготовки кадров.

В этих условиях основой деятельности вузов становится не госзаказ, а заказ рынка.

Одновременно с этим, дабы у вузов не возник соблазн «задержаться» в категории бюджетного учреждения старого образца, в Бюджетном кодексе РФ предусматривается принцип подведомственности для федерального бюджета. На практике это означает, что вуз как бюджетное учреждение теряет право на самостоятельность в распоряжении средствами, поступившими из иного источника, чем главный распорядитель, который, в свою очередь, не имеет права финансировать не подведомственные учреждения. А доходы от использования имущества, средств безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности осмеливаются в соответствии со статьями бюджетной классификации и включаются в состав доходов бюджета.

Следует напомнить, что в 70-80-е гг. XX в. в вузах действовал порядок ведения хоздоговорных работ, когда государство лимитировало только фонд заработной платы.

Так что с точки зрения условий финансово-хозяйственной деятельности вузы сегодня оказались в более стесненных условиях, чем 30-35 лет тому назад - в эпоху «командной экономики».

Получается весьма типичная картина для современной государственной образовательной политики, когда выбор практически невозможен. Условием нормального развития становится «сход» с бюджета и переход в автономное учреждение.

Хоть этот путь для вузов и оказывается в значительной степени принудительным, а по последствиям - рискованным, но он может оказаться весьма эффективным способом приведения системы высшего образования в соответствие с реальными потребностями экономики и спросовыми ограничениями рынка.

Жизнь покажет...

  • [1] Болотин И., Михайлов А. Негосударственное высшее образование России: состояние и перспективы И Высшее образование в России. 2007. № 6. С. 72.
  • [2] Березовский А. П., Борисов В. М. Негосударственная высшая школа России: становление и эволюция в 90-е годы XX века. М.» 2000. С. 21.
  • [3] Новый уточненный вариант проекта этой программы - проект «Российское образование - 2020», см.: http://www.man.gov.ru/dok/akt/4674.
  • [4] К настоящему времени приняты еще девять подзаконных актов, касающихся автономных учреждений.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >