Экономическое развитие ведущих капиталистических стран в межвоенный период

Обратимся к экономическим событиям межвоенного времени (1918-1939 гг.). Этот период разбивается, в свою очередь, на три этапа: 1918-1923 гг., 1924-1929 гг. (до Великой депрессии), 1929-1939 гг. - Великая депрессия и следующие за ней годы до начала Второй мировой войны.

Вначале дадим общую характеристику рассматриваемого периода, а затем - некоторые черты периода для Англии, Франции, Германии и США.

Период до 1929 г. включает следующие фазы экономического цикла: небольшое послевоенное оживление и кризис начала двадцатых годов, затем оживление и подъем, начиная с 1923-1924 гг., закончившийся осенью 1929 г. Целесообразно остановиться сначала на послевоенном оживлении и кризисном развитии ведущих капиталистических стран, а затем - на фазе подъема. Основными направлениями анализа будут величина ущерба, нанесенного экономике войной, факторы послевоенного развития, среди которых обратим внимание на участие государства в хозяйственной жизни страны и социальной жизни общества.

Экономика стран Европы и США в 1918-1923 гг

Тяжелое экономическое состояние побежденной Германии обусловлено следующими причинами. Страна потеряла более 70 % добычи угля и свыше 50 % производства металла, все свои колонии, а также часть своей основной территории с населяющими ее немцами.

Основные факторы послевоенного развития

По Версальскому договору Германия должна была выплатить Англии и Франции 132 млрд марок репарации. Положение усугублялось развалом денежной системы: в стране бушевала гиперинфляция (порой до 1 000 % в день), заработную плату выдавали дважды в день: в обед и вечером, и рабочие спешили ее поскорее потратить.

Основное бремя репараций ложилось на предприятия железной дороги, крупные фирмы и население, поскольку для выплаты репараций были увеличены налоги. Более или менее нормально в стране работали лишь 6 % предприятий. В 1920-1922 гг. заработная плата составляла 50-60 % стоимости жизни. Борьба за выживание поглощала работника целиком.

Экономическая катастрофа в стране усиливала тенденции слияния и поглощения, ускоряла образование картелей и концернов. В период между 1911 и 1922 гг. число картелей возросло примерно в два раза и составило 1 000 картелей. В послевоенный период был создан, например, концерн Г. Стиннсса, включавший в 1923 г. около трех тыс. предприятий. Этот концерн, в свою очередь, входил в монополистическую группу под условным название «уголь-сталь-железо». Как видно, эта группа объединяла старые отрасли, которые являлись локомотивом промышленного переворота в середине XIX в.

В период войны в Германии стал расширяться механизм государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. В послевоенный период такое вмешательство основывалось на идее социализации и советов. Социализация означала вмешательство государства в хозяйственную жизнь для достижения определенных общенациональных целей. Эти цели и инструменты регулирования определяло государство. Советы, в соответствии с Веймарской

Конституцией (1919 г.), были представительством рабочих на предприятиях для защиты своих социальных и хозяйственных интересов: рабочие получили право участия в решении вопросов приема на работу и увольнений, на получение ограниченной технико-экономической информации о предприятии. Указанная норма Веймарской Конституции являлась мерой расширения экономической демократии в Германии. Государство расширяло свои социальные функции на основе нового законодательства. В частности, благодаря закону о социальном обеспечении тарифным соглашениям государственному арбитражу в тарифных конфликтах государство становилось все более активным субъектом социальной жизни.

Надо сказать, что подобные институциональные инновации, появившиеся в ходе разрешения классовых конфликтов в Германии, прохладно встречались монополистическими объединениями старых отраслей, которые возникли и развивались совсем в иных условиях. В борьбе с «принудительным хозяйствованием» - так монополисты называли государственное вмешательство в экономику - они одерживали иногда победы, в частности, добивались права увеличивать рабочий день сверх восьми часов.

Денежное обращение было восстановлено в стране путем денежной реформы, проведенной в 1922-1923 гг.

Однако восстановление экономики шло крайне медленно: груз репараций был велик. На помощь экономики Германии приходят США. Банкир Ч. Дауэс предлагает план, основными моментами которого являются:

  • - сокращение репараций;
  • - прямые иностранные инвестиции в экономику Германии;
  • - предоставление кредитов правительству для преодоления дефицита государственного бюджета.

План действовал до 1929 г. и сыграл свою положительную роль - в 1926 г. в Германии начинается подъем экономики.

Англия после поражения в войне главного конкурента получила часть репараций и значительную долю колониальных владений Германии.

Урон, нанесенный Англии войной, составлял треть национального дохода, 40 % торгового флота, 20 % промышленной продукции. Для островного государства импорт продукции имеет большое значение, равно как и результат торговли - торговый баланс. За годы войны импорт возрос вдвое, а экспорт упал наполовину. Торговый баланс страны стал отрицательным.

Основные факторы послевоенного развития Великобритании

С позиций долговременных последствий значительный урон был нанесен английским финансам. Несмотря на рост налогов во время войны, они лишь на треть покрывали государственные расходы, и Англия производила внутренние и внешние заимствования. Основным кредитором становились США. Из кредитора США Англия превратилась в должника. Так вслед за утратой в XIX в. промышленного лидерства Англия начинает терять и финансовое преобладание.

Огромный государственный долг обусловливал рост налогов. На погашение долга уходило до 40 % бюджета. Налоговое бремя ограничивало деловую активность и платежеспособный спрос. Это привело к усилению в 1920 г. кризиса, который к концу года был остановлен, но оживления экономики за ним не последовало. В 1921-1923 гг. Англия переживала застой.

После войны был демонтирован механизм централизованного регулирования экономики, созданный во время войны, военные государственные заводы были проданы в частные руки. Государственное регулирование сменило акценты: государство увеличило свое присутствие в социальной сфере, развивая механизмы социального регулирования. Программы помощи безработным, жилищного строительства, развития системы образования свидетельствуют о росте внимания правительства к социальным вопросам жизни общества.

Государственное вмешательство в экономику в Англии базировалось на отмене принципа золотого стандарта[1]. Теперь государственные органы должны регулировать количество бумажных денег в обращении.

Несмотря на тяжелые потери и трудности послевоенного времени, Англия вступила в полосу кратковременного оживления экономики. Оно было связано с ростом спроса на потребительские товары, конверсией и улучшением внешнеэкономической конъюнктуры. Однако нехватка внутренних инвестиций привела к развитию кризисных явлений. Ограниченность инвестиционного спроса в Англии как предпосылка подъема экономики объясняется уже традиционным предпочтением вложений в колониальное хозяйство перед внутренними инвестициями.

Известно, что существенным фактором развития Англии было ее колониальное хозяйство, которое отвлекало на себя много финансовых и материальных ресурсов. В рассматриваемый период под влиянием революций в России английские колонии пришли в движение. Колониальные освободительные движения закончились тем, что Канада, Австралия, Южно-Африканская республика добились статуса автономных государств в составе Британской империи; в 1919 г. Англия отказалась от контроля над Афганистаном; в 1922 г. Египет был провозглашен независимым королевством, хотя Англия сохранила контроль за зоной Суэцкого канала.

Буквально бурлила самая большая английская колония - Индия. Расстрелы и репрессии соседствовали с разрешением элите индийского общества принимать участие в работе административных органов власти. Сохранение господства и доминирования требовало средств, что ослабляло Англию, но развиваться без колоний она нс могла, так как за столетия сложился комплекс хозяйственных отношений, возникла форма интеграции хозяйства подконтрольных территорий и метрополии, которая была колониальной.

Вместе с тем второй залп (второй этап деколонизации) национально-освободительной борьбы колоний, и не только английских, означал начало нового этапа поиска способов политико-экономического взаимодействия развитых и отсталых стран. А это уже симптомы необходимости разработки новых подходов к устройству мирового хозяйства: институциональное, а не военно-принудительное оформление отношений между странами. Но путь к новому устройству был не только долгим, но и конфликтным, трагическим и трудным.

В результате победы над Германией Франция вернула индустриально развитые районы Эльзаса и Лотарингии. Французская колониальная империя пополнилась частью колоний Германии и Турции. Как страна-победительница, Франция получила репарации. И все же ущерб, нанесенный войной, был значителен: половина торгового флота, около 10 тыс. промышленных объектов.

Основные факторы послевоенного развития Франции

а Франция, как и Англия, стала должником США. Это обусловило высокий

уровень налогообложения населения и крупных фирм: налоги выросли в четыре раза по сравнению с довоенным периодом.

Д Послевоенная перестройка экономики страны сопровождалась кризисом

(1918-1921 гг.), что является особенностью развития Франции в послевоенный период. Кризис выразился в падении промышленного производства на 45 %, сельскохозяйственного производства - на 23 %, в росте цен по сравнению с довоенным периодом - в 5-7 раз. Если учесть, что номинальная заработная плата возросла лишь в 2-2,5 раза, то очевиден факт снижения уровня жизни населения.

После окончания войны Франция, как и другие европейские страны, демонтировала систему военно-государственного регулирования экономики: было отменено государственное распределение сырья, рабочей силы, отменены многие государственные заказы; часть военных заводов продана в частные руки. Но тенденции государственно-монополистического регулирования не исчезли. Возрождение экономики финансировало Министерство промышленного восстановления, частные фирмы получали государственные субсидии и правительственные заказы, правительство покупало крупные пакеты акций предприятий перспективных отраслей и направляло своих представителей в состав руководства фирм. Повышенным вниманием были окружены предприятия таких отраслей, как химическая, электротехническая, авиационная, судостроительная. Так Франция преодолевала давнюю черту своей экономики - относительно слабое развитие базовых отраслей.

Во Франции, как и в других странах, под давлением рабочих начался процесс придания правовой формы противостоянию труда и капитала. В 1919 г. в обстановке нарастания стачечной борьбы издается закон о восьмичасовом часовом рабочем дне и о праве заключения коллективных договоров между профсоюзами и работодателями. Впервые в истории Франции профсоюзам разрешено вести переговоры с предпринимателями, хотя и нс обязывающие последних заключать коллективные договоры.

Таким образом, не все требования рабочего движения были последовательно отражены в законах страны, однако опыт и польза организованных выступлений наемных работников были очевидны: не только для рабочих, но и для всего общества, которое училось находить выходы и компромиссы в классовых конфликтах.

Л Усиление позиций США в мировом хозяйстве и политике весьма отчетливо

ж проявилось в 14 пунктах программы мира президента Вильсона. Например, прин-

_ цип открытых мирных переговоров («открытых дверей») делал недействительны-ми все соглашения Антанты без ведома и участия США, которые настаивали на распространении принципа «открытых дверей» на колониальные владения.

Теперь уже нс Англия, а США провозглашают свободу морей и торговли,

используя сравнительные преимущества процветающей экономики перед экономикой разрушенной. Конечно, свобода морей являлась инструментом борьбы с Великобританией, Францией и Японией. Продовольственную помощь разоренным войной европейским странам США использовали для укрепления позиций своих компаний на европейском континенте.

Основные факторы послевоенного развития США

США из должника превратилась в кредитора Англии и Франции. Это позволяло ей добиваться определенных уступок в переговорах с правительствами этих стран.

Страна стала индустриальным гигантом. К 1920 г. на долю США приходилось около половины мировой добычи угля, две трети добычи нефти, 60 % производства металлов, 85 % выпуска автомобилей. Военные годы не были потеряны для США. Рост национального производства базировался на внутренних и внешних сырьевых ресурсах. Внешними источниками сырья все больше становились страны Южной Америки, в которых США устанавливали свое доминирование рыночными методами.

Война и послевоенный подъем стимулировали концентрацию производства и капитала. Так, к началу 1920-х гг. более половины промышленных рабочих и около 66 % индустриального производства приходилось на долю крупнейших монополий, таких как, например, «Стандарт ойл» Дж. Рокфеллера и «Стальной трест» Дж. Моргана.

Борьба рабочих за свои экономические права принимала в США форму стачечной борьбы. Ее пик пришелся на 1919 г., когда осенью началась общенациональная забастовка шахтеров и сталелитейщиков. Требования, как отмечалось, были одинаковыми с европейскими рабочими: повышение заработной платы, признание профсоюзов представителями рабочего класса на рынке труда и некоторое расширение хозяйственной демократии. Надо отметить, что уступки рабочему движению были незначительными: иногда профсоюзам разрешалось от имени рабочих участвовать в трудовых спорах. Такое положение дел определялось хорошим экономическим положением страны и твердыми позициями капитала.

Послевоенное оживление в США было обусловлено некоторым повышением потребительского спроса в Европе, но из-за тяжелого положения европейских стран оно было незначительным. Индустриальная мощь США оказалась избыточной для первых послевоенных лет. Летом 1920 г. в США разразился экономический кризис. Он выразился в падении промышленного производства, снижении цен на сельскохозяйственные товары в два - три раза, в то время как промышленные монополии цены держали.

Правительство США отреагировало на кризис стандартным образом: отменило налог на сверхприбыль корпораций, введенный во время войны, снизило налоговое обложение лиц с высокими доходами и защитило внутренний рынок высокими тарифными барьерами. Это создало предпосылки для выхода из кризиса.

  • [1] “ Золотой стандарт - принцип построения денежной системы, в основу которого положен размен бумажных денег на золотые монеты (или слитки) Центральным банком страны. Золотое содержание национальной денежной единицы определено законом страны. Такая денежная система защищена от длительной инфляции, поскольку при избыточной денежной массе банкноты становятся менее предпочтительным средством обращения по сравнению с монетами. Их свободный обмен на золото «уводит» обесцененные деньги из обращения, восстанавливая количество денег в обращении, необходимое для нормальной работы рынка.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >