Традиции и современность

Художественные народные промыслы России, народное декоративно-прикладное искусство являлись во все времена основой форГлава 1. Теоретические основы декоративно-прикладного искусства мирования художественной национальной культуры Российского государства. «Благодаря своей необычной емкости народное искусство интересно не только с точки зрения художественной, но и с точки зрения исторической, этнографической, социологической. Следует особо подчеркнуть научную ценность произведений народного искусства»1. В связи с этим возникает актуальная проблема современного общества - сохранение национальных традиций и возрождение народной культуры.

Народные традиции, воплощенные в изделиях декоративноприкладного искусства художественных промыслов, взаимосвязаны с особенностями культуры того или иного региона России. Каждый промысел народного искусства имеет свой стиль, свои специфические приемы изготовления. В изделиях народных художественных промыслов сохраняются приемы мастерства, раскрываются секреты техники и технологии ручного труда народного прикладного творчества, которые складывались в течение многих столетий. Выразительные формы, пропорции изделий, их цветовая гамма, орнамент, композиция, многие секреты мастерства, а также духовно-нравственный опыт народа, основы творчества, художественные идеи, связанные с культурой, людьми, природой региона, передаются из поколения в поколение от отца к сыну, от мастера к ученику, и при этом огромную роль играют традиции.

Именно традиции аккумулируют художественные и практические знания, умения и навыки, накапливают эффективные способы изучения, освоения и овладения национальным наследием. Главной развивающей силой народного творчества, народного прикладного искусства является «закон традиции» (М. А. Некрасова), который несет в себе опыт познания мира.

Народное искусство является целостной художественной структурой и неотъемлемой частью культуры, в основе которой заключена художественно-творческая деятельность народа.

«Рассматривая традицию как живую, мы должны в первую очередь понимать ее целостное отношение к миру. Только тогда народное искусство откроется во всем своем объеме своего смысла, идейного и эмоционально-эстетического содержания. Однако целостность не говорит о неизменности народного искусства.

'Дайн, Г. Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства / Г. Л. Дайн // Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы. М., 1973. С. 44.

Глава 1. Теоретические основы декоративно-прикладного искусства

Образы изначальные, мотивы постоянные народное творчество переосмысляет в новых отношениях, привязывая к ним новые переживания и представления. Вот откуда его многообразие форм. Однако при этом не должно исчезать особенное, выделяющее тот или иной очаг народного творчества в его национальном и региональном признаке; напротив, оно оказывается необходимым условием художественного многообразия»[1].

По мнению В. С. Воронова, художественной традицией служит «народный стиль», который подвижен и способен к изменению. С. Б. Рождественская считает традицию сокровищницей эстетически совершенного, устойчивого и меняющегося одновременно, проявляющегося через комплекс декоративных и изобразительных средств, которые передаются от мастера к ученику и сохраняются из поколения в поколение. С традицией передаются не только мастерство, художественные принципы и приемы, но и любимые народу образы и мотивы. Именно традиции определяют жизненность народного творчества.

Одной из особенностей народного искусства служит его способность в традиционной форме отвечать на эстетические, духовные, культурные, потребительские запросы сегодняшнего дня на новом, современном уровне.

Категория соотношения традиции и современности в произведениях декоративно-прикладного искусства не является незыблемой. В современном искусстве традиционные художественные ценности «не консервируются, не остаются в застылых формах прошлого, напротив, они вступают во взаимодействие с живым искусством нашего времени и получают новые жизненные стимулы для дальнейшего развития».

Эскизы декоративной композиции. Работы студентов 3 курса ХГФ РГПУ

Рис. 25. Эскизы декоративной композиции. Работы студентов 3 курса ХГФ РГПУ: 1 — Е. Мирошниченко (руководитель И. В. Алексеева);

2 - И. Савгира (руководитель Е. В. Омельяненко)

ГЛАВА 2

  • [1] Некрасова, М. А. Современное народное искусство / М. А. Некрасова. Л., 1980. С. 14. 2 Воронов В. С. О крестьянском искусстве / В. С. Воронов // Избранные труды. М., 1972. 3 Шмаридов, Д. Роль в формировании среды / Д. Шмаридов // Искусство. 1973. № 9. С. 5.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ   След >